retailstudio


Розничная торговля в Украине


Previous Entry Share Next Entry
Новая профессия: мультискиллер
retailstudio
Крупнейшее польское издание, Gazeta Wyborcza, опубликовала письмо женщины, работающей бухгалтером в одном из гипермаркетов Tesco. Она пожаловалась, что ее заставляют выходить работать в зал в часы пик. Читайте материал, в котором журналисты разбирают ситуацию (перевод наш, RetailStudio.org).

Tesco - одна из крупнейших сетей Польши, объединяющая 350 магазинов, 27 000 персонала, годовой оборот свыше 9 млрд злотых.

Пани Ева более четырех лет работает специалистом по персоналу и заработной плате. Из ее письма: - У меня есть опыт в своей профессии, высшее образование одного из престижных университетов, я прекрасно ориентируюсь в законодательстве по персоналу и заработной плате. В настоящее время, как и другие сотрудники офиса, пани Ева вынуждена выполнять работу в торговом зале. - Как только из динамков или по телефону звучит сигнал: “Мультискиллеры (многозадачники) – на кассы”, - мы летим. Обслуживаю клиентов, работая за кассой, выкладываю товар на полки, работаю на складе, принимаю участие в инвентаризациях товара. Пару раз случалось продавать сыр и копчености из-за прилавка. И представьте, когда таких сообщений звучит пять в день. Смешно? Может быть, но к сожалению, это так и есть.

Рабочий день? Например, 5 часов в офисе, 2 – за кассой и 2 – на раскладке товара. А перед Рождеством офис компании переехал в магазин за целую неделю.

- Для работы в торговом зале мы не получаем сменную одежду, работаем в платьях, костюмах, на каблуках. Изначально люди привлекались к дополнительным операциям в случае острой необходимости (например, при нехватке персонала), и по-тихому, получая задачи от непосредственного начальника. Сейчас это прописано в контракте.

Ева написала "Газете", потому что она хочет, чтобы эта практика в ее компании изменилась.

Профсоюзы? Ян Гуз, руководитель Польского объединения профсоюзов (OPZZ): - Это унижение работника, демонстрация, что он – никто, человек “на посылках”. Представьте,  если кто-то имеет квалификацию для выполнения работы в соответствии с полученным образованием, а босс говорит ему чистить туалет. Это новое лицо капитализма.

Организации работодателей отвечают: мы на свободном рынке. Работодатель имеет право принимать решение о том, как люди будут работать. - Я не вижу ничего плохого в том, что бухгалтер становится за прилавок. Некоторая гибкость в экономических интересах работодателя. Можно даже сказать, что работодатель даже теряет от этого. Потому что когда бухгалтер выполняет работу кассира, она при этом получает зарплату бухгалтера, - говорит Джереми Мордасевич из объединения работодателей “Левиафан”.

По его мнению, если бухгалтеру не нравится работа, и она считает, что работа на кассе унижает ее достоинство – она должна уволиться и найти работу в компании, где будет иметь дело только с бухгалтерским учетом.

Больше работы и меньше рабочих мест - это проблема всей торговли. Чтобы снизить затраты и быть конкурентоспособными, магазины сокращают персонал. Например, в гипермаркетах, в которых пять лет назад работало 800 человек, сейчас работает 200. Кроме того, вместо того, чтобы нанимать на работу на ставку, магазины пользуются услугами агенств по временному трудоустройству.

Петр Хаман, вице-президент компании “Курсор”, занимающейся т.н. “поддержкой продаж”, объясняет, что работа в магазине идет волнами: есть часы пик и периоды, когда трафик посетителей невелик. Привлечение офисных сотрудников дает магазину своеобразный буфер, позволяющий ему реагировать на увеличение трафика без необходимости все время содержать раздутый штат.

С точки зрения магазина, такое уравнивание офисных работников и тех, кто работает в торговом зале, поднимает моральных дух последних, - добавляет г-н Хаман.

Что на это Tesco? - Приглашение в отдел касс сотрудников других отделов происходит только в случае увеличения трафика. В такие моменты при поддержке своих коллег из других отделов кассирам за несколько минут - десятков минут удается расчистить выросшие очереди, после чего мы возвращаемся к своим обычным задачам, - убеждает представитель сети Михал Сикора. Он объясняет это корпоративной культурой компании, которая не разграничивает сотрудников офиса и магазина. Например, накануне праздников отрудники центрального офиса выезжают на работу в магазины, а члены правления компании ежегодно  осуществляют недельный визит в определенный магазин сети, где выполняют функции руководства торгового объекта. 

А за кассой они работают? - В случае появления больших очередей на помощь привлекаются и руководители. В такие моменты на кассах можно увидеть директора по персоналу или  руководителя ИТ-отдела Tesco, - говорит г-н Сикора.

Источник: http://www.retailstudio.org/ethic/9609.htm

?

Log in