retailstudio


Розничная торговля в Украине


Третья сторона в рознице
retailstudio
За последнее время на Розничном портале RetailStudio.org проявился еще один игрок розничной отрасли - юридические компании.

Недавно украинская компания, осуществлявшая юридическое сопровождение приобретения "Евротэком" "Интермаркета", опубликовала свою позицию по поводу долгов последней компании. А сегодня российское юридическое бюро опубликовало свою оценку законопроекта, призванного урегулировать розничную отрасль в их стране.

Мы расцениваем позитивно то, что юридические компании заняли собственную позицию в отрасли. И вот почему.

На любом рынке кроме продавцов и покупателей есть правила игры между ними, а также агенты, обеспечивающие соблюдение сторонами правил. Необходимость в правилах появляется тогда, когда издержки проведения транзакций становиться слишком высокими (например, когда существует риск взаимного обмана или сговора). Как правило, в роли третьей стороны выступает государство и/или негосударственные объединения.

Однако, кажется, цель украинского государства в розничной отрасли - накормить потребителя дешевой едой, а не сократить издержки транзакций между игроками. Поэтому из всех государственных агентств, задействованных в отрасли, активнее всего работаеют Антимонопольный комитет, Инспекция по контролю за ценами, Госпотребстандарт. И поэтому государство не принимает участия в решении отраслевых конфликтов (например, между поставщиками и розничниками). И не заботится об обсуждении и установлении эффективных правил игры в розничной сфере (зато вовсю разрабатывает проежекты развития сельскохозяйственных рынков).

Не занимаются правилами игры на рынке и негосударственные объединения (по крайней мере публично).

Поэтому любая публичная позиция относительно правил игры в рознице - явление позитивное. Уважаемые юристы, добро пожаловать в публичном пространстве отрасли!

8-14 июня / Колонка редактора / Розничный портал RetailStudio.org

«Фокстрот» прокомментировал обвинения СБУ
retailstudio
Группа компаний «Фокстрот» утверждает, что председатель СБУ В. Наливайченко не обвинял «Фокстрот» в «махинациях». «Цитата, которая была озвучена руководителем СБУ В. Наливайченко на совещании у Президента Украины 04.06.2009 года о внимании СБУ к торговым сетям, в том числе и к «Фокстроту», дала основания on-line журналистам сделать некорректные выводы о том, что «крупные торговые сети уличены в махинациях». Такие "умозаключения" журналистов, которые основываются на их собственной интерпретации слов Наливайченко, прямо наносят ущерб деловой репутации торговых сетей "Фокстрот. Техника для дома", бренду, который на протяжении многих лет позиционируется у населения Украины как надежный и законопослушный розничный ритейлер бытовой техники и электроники», - говорится в официальном заявлении пресс-службы управляющей компании группы «Фокстрот», которое сегодня днем попало в распоряжение Розничного портала RetailStudio.org.

«С целью минимизировать ущерб, нанесенный имиджу бизнеса такими безответственными выводами интернет-журналистов и, понимая, что за работой новостных on-line СМИ последуют аналитические статьи в печати о выступлении главы СБУ, пресс-служба управляющей компании группы «Фокстрот» заявляет:

* заявление В. Наливайченко не является официальным, а информация - субъективна (не размещена на официальных сайтах СБУ и Президента Украины);
* в соответствии с Законом Украины «Об информации», журналисты обязаны подавать только ту информацию, которая соответствует действительности и является достоверной. Поэтому группа компаний «Фокстрот» оставляет за собой право оспаривать в судебном порядке незаконные действия журналистов при комментировании выступления В. Наливайченко о «наибольшем внимании» к сети «Фокстрот» как «уличении в махинациях».

В компании надеются на профессионализм и законопослушность журналистов, которые в дальнейшем собираются работать с информацией о совещании у Президента Украины Виктора Ющенко по вопросам контрабанды и коррупции в банковской сфере.

У Розничного портала RetailStudio.org возник вопрос - почему компания угрожает журналистам судом за комментарий, а председателю СБУ за «субъективную информацию» - не угрожает?

По нашему мнению, председатель силового ведомства не имел права называть никаких названий компаний, поскольку это действительно может навредить репутации. Однако он произнес имя. Это свершившийся факт. Этот факт был проинтрерпретирован журналистами. Это их право.

По нашему мнению, в данной ситуации для компании эффективнее было бы
- предоставить исчерпывающую информацию о событии (что, собственно, сказал Наливайченко),
- предложить собственную интерпретацию (что в сказанном не соответствует действительности и почему суждения журналистов - не корректны),
- попросить журналистов разместить свою позицию.

Еще неплохо было бы публично обратиться в СБУ с просьбой разъяснить позицию главы этого ведомства, а предоставленные материалы - опубликовать вместе со своими оценками.

Ну и в самом крайнем случае - подать на ведомство в суд (и, надеюсь, выиграть его). Вот алгоритм, позволяющий по следам негативного факта создать как минимум три позитивных информационных повода. А угрожая журналистам, господа, вы ни представленности в информационном пространстве не получите, ни влияния на общественное мнение.

КИЕВ - «Фокстрот» прокомментировал обвинения СБУ

Зачем нужно признание крепко стоящим на ногах компаниям?
retailstudio

На этот вопрос меня натолкнули два письма, оказавашихся в ящике моей электронной почты на прошлой неделе. Одно из них касалось проведения в конце мая церемонии награждения одной из программ "потребительского признания" (по типу "брендов года", "триумфов", "европейских признаний" и пр.). Другое письмо было о результатах проводившегося в начале мая в Барселоне награждения World Retail Award.

Побочным эффектом таких конкурсов и у нас, и на Западе является подмена понятия коммерческого успеха. Вознаграждается не успех, а его иллюзия. При оценке участников конкурсов показатели рыночной эффективности (с поправкой на уникальные для каждой компании контексты работы) подменяются "объективными" суждениями широкой публики (потребители), экспертов. Я даже не говорю о том, что часто в число экспертов попадают совершенно посторонние люди. Если ограничиваться только экспертами, если эти эксперты "собаку съели" в своей отрасли, любое их суждение, даже статистически взвешенное, это будет всего лишь мнение, а не факт.

Поэтому на Западе такие мероприятия - места встречи профессионалов. Делая свой выбор в пользу той или иной компании, они как бы говорят себе и другим - "Вот образец для подражания. Сегодня действовать необходимо именно так: а не иначе". Сообщество получает возможность проанализировать тенденции развития, приобщиться к лучшим корпоративным практикам. Вот на этом и делают упор организаторы таких мероприятий на Западе. Именно профессиональные мнения и являются предметом профессиональной коммуникации.

А у нас, к сожалению, больший упор делается на статусных аспектах. Это происходит по двум основным причинам. Во-первых, нет глубокой экспертизы в одной узкой отрасли (вот, к примеру, в украинском ритейле такого награждения, к примеру, не проводится). Во-вторых, объектом анализа в рамках такого конкурса являются не практики компаний, а их продукты. Т. е. то, за что потребители и так элементарно голосуют - кошельком.

Украинским компаниям, в том числе розничным, нужно не признание экспертов или потребителей, а мозги первых и лояльность вторых. Ни "бренды", ни "фавориты", ни "триумфы" и пр. "признания" в этом, к сожалению, не помогут.

Кстати, ритейлером 2009 года в Барселоне признали розничное подразделение Apple (а его директора признали выдающимся лидером года), международным ритейлером года -  Inditex, а ритейлером года из развивающихся рынков - китайскую сеть Wumart.

http://www.retailstudio.org/editor/6696.htm


Магазины выходят на рекламную площадь
retailstudio
Коммерсантъ. Издательский дом

Магазины выходят на рекламную площадь

// Ритейлеры привлекают новых покупателей
Кризис заставил розничные компании тратить больше средств на рекламу. Если до сих пор ритейлеры развивались в первую очередь за счет открытия новых магазинов, то сейчас сосредоточились на привлечении новых покупателей в существующие. Сети "Сильпо" и "Эко-маркет" нарастили бюджеты на телерекламу, а Metro — на рекламу на наружных носителях. Впрочем, некоторые ритейлеры решили избрать стратегию сокращения издержек. Разные подходы к борьбе с кризисом могут привести к перераспределению рынка, считают эксперты.
открыть материал ...


Ритейлеры привлекают новых покупателей

Почему горел гипермаркет?
retailstudio

Как вы знаете, крупный торговый центр горел в субботу на Ялтинской объездной в Симферополе.

Из здания были эвакуированы около 200 человек. 

Пожар тушили 18 пожарных автомобилей, 4 единицы вспомогательной техники. Дежурили 4 бригады скорой помощи. Работали сотрудники ГАИ.

Площадь пожара превысила 4 тысяч квадратных метров.

В здании торгового центра - 3 этажа. На первом размещался продовольственный супермаркет, на втором - бутики, на третьем - супермаркет бытовой техники и мебельный салон. Третий этаж практически весь выгорел.

Причина пожара пока не установлена. Отрабатываются несколько версий.

Жертв и пострадавших нет.

Как пишет “Комсомольская правда в Украине”, ранее здание гипермаркета не прошло проверку МЧС. Спасатели выявили нарушения и потребовали их исправить, после чего владельцы торгового центра обратились в суд. «Не согласовали его работу не только представители МЧС, но и другие ведомства, входящие в комиссию. Но сейчас модно сдавать объект не в соответствии с установленным законом порядком, а по решению суда - здание гипермаркета принято в эксплуатацию так же. Поэтому и такие результаты», - сказал Александр Мазилин, начальник крымского главка Министерства чрезвычайных ситуаций Украины.

А еще говорят, что персонал торгового центра был не в курсе, что делать после начала пожара.

Может, есть какой-то смысл в проверках пожарников и прочих служб?

http://www.retailstudio.org/editor/6669.htm


СИМФЕРОПОЛЬ - Горит гипермаркет FoxMart
retailstudio
В субботу, 23 мая, на одном из объектов сети гипермаркетов электроники FoxMart в Симферополе вспыхнул пожар. Практически все пожарные расчеты Симферополя и Симферопольского района задействованы в тушении сильного пожара в гипермаркете FoxMart, сообщил помощник начальника ГУ МЧС в Крыму Владимир Иванов.

Из здания были эвакуированы более 200 человек. По предварительным данным, при пожаре никто не пострадал.

Пожару, который начался около 17:00, уже присвоена повышенная категория сложности. С огнем борются около 100 пожарных, к месту происшествия стянуты 20 единиц техники. Тушение огня проходит практически по всему периметру здания. Площадь пожара составила более 4000 кв м.

«Первые нюансы у нас были связаны с тем, что в магистральной водопроводной сети не было нужного давления. После указания, минут через 10-15, давление дали хорошее, и мы приступили к нормальной организации работы по тушению пожара», - сообщил сотрудник МЧС.

К настоящему времени пожар локализован. «Происходит дотушивание отдельных очагов возгорания", - описал обстановку Иванов.

Причина возгорания пока не установлена. «Отрабатываются сразу несколько версий: от замыкания электропроводки, возгорания мусорных контейнеров, которые стояли на улице, и, естественно, будут рассмотрены все остальные версии, которые возникнут в ходе следствия», - сказал Иванов.

Трехэтажное здание супермаркета расположено на окраине Симферополя, на Ялтинской объездной трассе. Гипермаркет открылся около года назад.

http://www.retailstudio.org/

Как сказали бы китайцы
retailstudio
В пятницу Fozzy Group осуществила тонкий ход, достойный похвалы. Компания опубликовала на своем сайте короткий комментарий о том, что она "готова рассмотреть возможность участия в санации "Интермаркет". И в случае чего пообещала выплатить поставщикам все долги.

Fozzy удалось сделать что-то из ничего, как сказали бы китайцы. Комментарий, сделанный "в ответ на запросы журналистов", тихо был размещен в пятницу на сайте компании, а в понедельник широкими кругами разошелся по деловой прессе. В целом, журналисты это прокомментировали однозначно - Fozzy поборется за "Интермаркет" с "Евротэком" (кто-то прокомментировал, а кто-то не думая повторил). Хотя в самой компании Fozzy ничего такого не было сказано. Просто ответили на запрос журналистов. А то, что покупать "Интермаркет" - это уже сами журналисты додумали.

Лучше момента для выхода с таким заявлением не придумаешь. Через пару неделю после не очень успешных для себя переговоров новый собственник "Интермаркета" остается в осаде поставщиков. А тут Fozzy дает поставщикам новые силы для их борьбы за свои долги. Они теперь будут точно стоять на своем, зная, что есть в Украине компания, которая выплатит все. "Евротэк" оказывается в практически безвыходной ситуации. И если Fozzy выступит с хорошим предложением (а в этой ситуации почти любое предложение будет хорошим), то, возможно, оно действительно будет рассмотрено.

Но это еще не вся интрига. Ведь в оказании дополнительного давления на "Евротэк" заинтересованы в первую очередь поставщики "Интермаркета", среди которых есть крупные национальные производители. Некоторые из них давали комментарии в заметках о включении Fozzy в соревнование за "Интермаркет". Может, это они бросили кирпич, чтобы получить яшму - как сказали бы китайцы?

http://www.retailstudio.org/

Балтийские тигры устали...
retailstudio

В первом квартале ВВП Латвии скратился на 18%, промышленное производство - на 22%, розничная торговля - 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Как сообщила 11 мая в своем весеннем экономическом прогнозе Европейская коммиссия, Латвия, как и две другие прибалтийские страны, называемые ранее "балтийскими тиграми" за рекордные темпы роста экономики, сегодня являются самыми потерпевшими от рецесси странами Европейского союза.

В Украине розничный товарооборот снизился меньше, чем в Латвии. Прогноз сокращения ВВП по итогам года у нас тоже лучше - 8% проотив 13% у Латвии. Зато промышленное производство в Украине в первом квартале снизилось на 31% по сравнению с 2008 годом. Почти на треть!

А ведь в структуре ВВП Украины промышленное производство занимает большую долю, чем в Латвии. И количество людей, занятых в промышленном производстве, тут тоже больше. Сами знаете, в каком регионе.

Так что продолжаем ждать дна.

http://www.retailstudio.org/

"Автопробег по долгам" поставщиков "Интермаркета"
retailstudio
6 мая поставщики группы компаний «Интермаркет» проведут символический «автопробег по долгам» и объедут все супермаркеты «Арсен». Последней остановкой пикетчиков станет «Арсен» на просп. Черновола. Поставщики намерены перекрыть движение на этой улице, чтобы привлечь внимание властей к решению своей проблемы.

В 14.00 колонна из легковых и грузовых автомобилей (около 100 машин) отправится от офиса «Интермаркет» и совершит объезд всех торговых центров сети во Львове: на пр. Красной Калины, Княгини Ольги, Патона, ул. Зеленой и пр. Чорновола. Во время автопробега пикетчики намерены заблокировать работу торговых центров «Арсен» на неопределенный период времени.

5 мая истек десятидневный срок, который ассоциация, объединяющая поставщиков «Интермаркет», отвела на реагирование власти.

Также пикетчики заявляют, что следующим шагом будет блокирование работы Ратуши и Львовской ОГА. В случае, если власть и дальше будет игнорировать проблемы поставщиков, последние будут вынуждены заблокировать работу Львовского городского совета и Львовской ОГА на неопределенный срок и вывести под стены этих государственных учреждений 25 тысяч работников, которые в случае банкротства «Интермаркета», останутся без работы.

http://www.retailstudio.org/

Ритейлеров - в президенты!
retailstudio
Рад вам сообщить, что собственник крупнейшей в Панаме сети супермаркетов Super 99, лидер политической партии "Союз перемен" Рикардо Мартинелли, пока лидирует в прошедших в это воскресенье выборах президента этой страны.

В стране, в которой среднестатистический учитель получает 900 дол. в месяц, мультимиллиардер обещает увеличить инвестиции в инфраструктуру создания рабочих мест, увеличение некоторых налогов, а также снижение ставок по кредитам для малых предприятий.

Конечно, ситуация в Панаме легче, чем у нас. ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) там 11 600 дол., а у нас - 6 900 дол. Но все равно это идея. Не снижение ставок по кредитам, а выдвижение ритейлера - идея. Розничная отрасль - одна из самых современных в Украине. Она могла бы дать новую кровь в украинскую заскорузлую политику, в которой даже "новые" фигуры все равно из старой колоды.

Но есть ли в верхушке розницы по-настоящему новые лица? Есть, много. Но, к сожалению, есть и такие, которые совсем не выделяются из в общей бизнес-политической атмосферы в стране. Есть такие, которые расценивают общество, в котором они строят бизнес, как массу потребителей, которые должны быть благодарны только за то, что "мы есть" (принцип работы со СМИ у них - или хорошо, или ничего). Кроме того, как показал кризис, много и таких, которые не ценят доверия и репутацию, и не прочь не вернуть одолженные деньги. Еще одни строят конкурентные преимущества на теневых связях во власти и поддержке силовых структур.

Уверен, розница получит свое достойное представительство в политике, и даст Украине государственных менеджеров. Но это будут люди, достигшие excellence на рынке и в отрасли, причем по мировым меркам. Потому что именно такие менеджеры нужны Украине.

http://www.retailstudio.org/

?

Log in